Идея сделать проект про бодибилдинг и его влияние на тело и психику человека появилась у меня давно. Мой брат занимался этим видом спорта и был одержим набором веса. Я наблюдал, как человек менялся физически и ментально, становясь зависимым от еды и железа. Потом он сорвал спину и в процессе реабилитации после травмы привела к потери форму которую он наращивал долгое время.

Герои моего проекта — люди, занимающиеся культуризмом много лет. Любители и профессионалы, выступающие на соревнованиях, мастера бодибилдинга и пауэрлифтинга. Но откуда взялись эти нереалистичные стандарты? Как человек становится настолько зависим от своего внешнего вида, что готов проводить месяцы и годы в качалке? Что движет этими людьми?

Прежде всего — консюмеристская культура и медийные образы. Культуризм зародился в начале ХХ века, но настоящего расцвета движение достигло в 1960—1970-е годы, вместе с популярностью комиксов про супергероев. Тогда же появился конкурс «Мистер Олимпия». Всемирная эпидемия началась с выходом документального фильма «Качая железо» о 28-летнем победителе этого конкурса — Арнольде Шварценеггере. Юный бодибилдер стал настоящей звездой.

Сам Шварценеггер в фильме говорит, что видит себя художником. Точно так же себя воспринимают и современные бодибилдеры — как скульпторы собственного тела. На специализированных сайтах можно найти длинные поэмы, с отсылками к античности, воспевающие сантиметр за сантиметром прокачанное тело.

Образ «качка», в том числе при участии «Железного Арни», транслировался в боевиках 1980-х и начала 1990-х годов. Затем их популярность пошла на спад. Но не популярность самого бодибилдинга. Образ супергероя подхватила волна фильмов по тем самым комиксам, с которых все началось. Кто бы не хотел, как капитан Америка, стать накачанным красавцем, защищающим добро? Пусть это лишь образ, но так работает репрезентация. Мы вкладываем символическую многозначность в слова и визуальные элементы, транслируемые культурой и обществом.

Но есть и другая сторона вопроса. Репрезентация в бодибилдинге действительно важна и порой становится инструментом самовыражения, в том числе для женщин. Для них участие в движении бодибилдинга становится важным шагом в формировании и демонстрации своей идентичности. Ориентация на античных атлетов, супермена или супер женщину из комиксов может быть как способом выразить себя, так и попыткой спрятаться от тревожности. Культура потребления порождает нереалистичные стандарты, и люди — порой осознанно, но часто слепо — следуют за ними, самообъективизируя свое тело.

Моя работа — снимки героев и напечатанные на ткани фрагменты их тел. Три фотографии весят на стенах и три ткани лежат на тренажере с трех сторон, создавая складки и переходы, напоминающие изгибы человеческого тела.

Закрыть